Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции с Министром иностранных дел Государства Эритрея О.Салехом, Массауа, 26 января 2023 года
Уважаемые дамы и господа,
Прежде всего, хотел поблагодарить эритрейских друзей за
теплый прием и гостеприимство, хотя пребывание было кратким. Провели
продуктивные, насыщенные переговоры с Президентом Эритреи И.Афеверки и
Министром иностранных дел О.Салехом.
Наши отношения имеют давнюю историю, нацелены на обеспечение
равноправных, взаимовыгодных связей по всем направлениям. В мае 2023 г. будем
отмечать официальную дату – тридцатилетие установления дипломатических
отношений.
Сегодня провели инвентаризацию проектов, реализуемых в
двусторонних отношениях и требующих дополнительного внимания. У нас общая
заинтересованность в наращивании торгово-экономического сотрудничества. С этой
целью договорились создать по межправительственной линии механизм консультаций
соответствующих ведомств, где будут рассматриваться вопросы экономики,
торговли, инвестиций, конкретные шаги, которые необходимо предпринять, чтобы
обезопасить наше сотрудничество от нелегитимных западных санкций.
Параллельно будем стимулировать прямые контакты между
бизнес-сообществами. Среди них есть интерес к разработке совместных проектов, в
том числе в горнодобывающей сфере, в области энергетики, сельского хозяйства,
информационно-коммуникационных технологий. Предстоит детально проработать
возможности использования логистического потенциала морского и авиапорта
Массауа. Последний представляет интерес с точки зрения его транзитных
возможностей. Подтвердили планы, реализуемые в сфере военного и
военно-технического сотрудничества.
Договорились укреплять договорно-правовую базу, ускорить
подписание нескольких документов, находящихся на рассмотрении сторон, включая
меморандум о культурном сотрудничестве и соглашение о взаимном признании
образования. Последний документ отвечает интересам эритрейских граждан,
обучающихся в нашей стране. На будущие учебные группы выделяем 22 стипендии.
Планируем увеличить это число. Видим перспективы взаимовыгодного сотрудничества
по линии городов-побратимов: Асмэра и Екатеринбург, Массауа и Севастополь.
У нас тесное сотрудничество по региональным и международным
делам. Россия и Эритрея привержены базовым принципам Устава ООН, прежде всего,
суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела. Выступаем
против попыток навязывать народу чуждые им «рецепты» развития, отказывать им в
уважении их традиций и обычаев. В этих целях в Нью-Йорке создана и активно
работает Группа друзей в защиту Устава ООН, куда входят около двадцати
государств, включая Россию и Эритрею.
Признательны эритрейским друзьям за последовательную
поддержку российских инициатив в ООН. Во многих Эритрея выступает соавтором.
Отмечаем принципиальную, взвешенную позицию Асмэры по вопросам, сопряженным с
происходящим на Украине и вокруг нее. У нас общая оценка: Украина используется
в качестве инструмента Запада, мобилизованного под руководством США на
обеспечение своего доминирования во всех регионах.
Обсудили ситуацию на Африканском континенте. Прежде всего, в
районе Африканского Рога. Приветствуем усилия, предпринимаемые руководством
Эфиопии и Сомали, по нормализации внутренней ситуации в этих странах. Готовы
способствовать таким процессам. В сегодняшнюю эпоху, когда Африка (как и другие
регионы развивающегося мира) активно определяет шаги, которые необходимо
сделать для укрепления своей идентичности, открываются дополнительные
перспективы для сотрудничества по линии России и Африканского союза. Особое
значение будет иметь готовящийся к проведению в июле в Санкт-Петербурге второй
саммит Россия-Африка, куда, разумеется, приглашен Президент Эритреи.
Посетили площадь в Асмэре, где стоит памятник А.С.Пушкину.
Состоялась трогательная церемония с участием местных жителей, школьников.
Признательны за то, как бережно эритрейцы хранят память об объединяющем нас
великом поэте.
Пригласил О.Салеха нанести очередной визит в Российскую
Федерацию. Надеюсь, он скоро воспользуется приглашением.
Вопрос: Были ли достигнуты в ходе африканского турне предварительные
договоренности, которые могут получить практическую реализацию в июле в
Санкт-Петербурге на саммите Россия-Африка?
С.В.Лавров: Обобщаем мнения и предложения, поступающие от
африканских стран в контексте формирования детализированной повестки дня
саммита. Она состоит из четырех крупных разделов: продовольственная и
энергетическая безопасность, передача технологий, здравоохранение. Это
очевидные приоритеты для всего мира, особенно для Африки. Продовольственная и
энергетическая безопасность, здравоохранение у всех на устах. Передача
технологий имеет особое значение для африканцев с точки зрения преодоления
зависимости от внешних факторов.
Во всех странах, где проходило турне (ЮАР, Эсватини, Ангола,
Эритрея) слышали совпадающие оценки положения дел в сфере экономики. Прежде
всего, с точки зрения растущего желания стран Африки и Африканского союза
сбрасывать негативные последствия колониального прошлого, которые до сих пор
весьма дают о себе знать. Готовящиеся договоренности к саммиту будут обобщены в
политической декларации в плане действий на 2024-2026 гг.
Вопрос (перевод с английского): На каком этапе сейчас
находится выполнение торгового соглашения между портами Массауа и Севастополя?
С.В.Лавров: Вы неправильно меня поняли. Речь шла о том, что
Севастополь и Массауа установили побратимские связи, имеющие, прежде всего,
культурное содержание. Перспективы развития морского и авиапорта Массауа –
отдельная тема. Наши партнеры заинтересованы в ее проработке. Мы готовы
помогать.
Вопрос (перевод с английского): Как Россия может помочь в
постконфликтном урегулировании ситуации в провинции Тыграй? Предпринимал ли
Европейский союз шаги для окончания конфликта?
С.В.Лавров: Приветствовали договоренность между
Правительством Эфиопии и Народным фронтом освобождения Тыграя. Она была
достигнута при посредничестве Президента Анголы Ж.Лоуренсу, а также бывших
президентов Нигерии и Кении О.Обасанджо и У.Кениаты.
Что касается причин тех или иных действий или бездействия
Европейского союза, то затрудняюсь комментировать эту тему. Сейчас вообще
трудно понять, что является политикой ЕС. Особенно после того, как недавно он
подписал декларацию о полном взаимодействии с НАТО. Они должны определиться,
какое будущее замышляют сами для себя. Мы ничем помочь не можем. Но и мешать не
будем.
Вопрос (перевод с английского): Сейчас формируется
многополярный мир. Каково в нем будет место Африки?
С.В.Лавров: Формирование многополярного мира – объективный и
неостановимый процесс. «Коллективный Запад», США, НАТО и ЕС, находящиеся
полностью под контролем Вашингтона, пытаются обратить процесс вспять. Эти
усилия тщетны. Максимум, на что они могут рассчитывать, - некоторое торможение
объективного хода истории.
Видим, что Североатлантический альянс предъявляет претензии
не только прежней зоне своей ответственности, но и распространяет их на весь
Азиатско-Тихоокеанский регион. Знаем, что в Африке регулярно появляются
американские, английские и другие европейские делегации, которые с упорством,
достойным лучшего применения, требуют от африканских стран не сотрудничать с
российской делегацией, не выбиваться из общей дисциплины, под которой Запад
понимает восстановление, по большому счету, колониальной зависимости, но уже в
новой форме.
Никакие визиты с менторскими советами, гибридные войны
Запада (в том числе на Украине) не смогут остановить развитие новых центров
экономической мощи, финансового и политического влияния. Такие страны, как
Китай и Индия, уже по многим показателям перегоняют США и членов ЕС. В качестве
влиятельных самостоятельных центров развиваются Турция, Египет, страны
Персидского залива, Бразилия и другие латиноамериканские страны. Они – будущие
центры многополярности.
Африка является одним из наиболее серьезных центров,
обладающим колоссальным потенциалом. Это богатейший континент, в том числе с
точки зрения природных ресурсов, которые долгие столетия подлежали
эксплуатации. Эту эксплуататорскую политику по отношению к Африке Запад
предпочел бы сохранить. Насколько понимаю, Президент Анголы предложил подумать
о созыве саммита Африканского союза, посвященного теме определения места Африки
в формирующемся миропорядке, прежде всего, с точки зрения экономического
развития.
Аналогичные тенденции наблюдаем в Латинской Америке, где
Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна в связи с
возобновлением его работы и полноправным участием Бразилии размышляет над тем,
чтобы разработать собственные механизмы валютно-финансовых отношений (упоминают
даже общую валюту). Главная цель - обезопасить себя от цепочек и механизмов,
контролируемых Западом и показавших свою ненадежность.
Укрепление регионального самосознания в районах
развивающегося мира отнюдь не означает, что многополярность не идет в
глобальном измерении. Воплощением глобальной многополярности является БРИКС.
Организация объединяет пять государств, но интерес к подключению к ее работе
проявляют больше дюжины государств. Тема развития связей БРИКС с другими
странами будет одной из центральных на предстоящем саммите «пятерки» в августе
в Дурбане (ЮАР). Часы многополярной истории тикают в правильном направлении.
Вопрос: Россия и Ангола укрепляют сотрудничество в
космической сфере. Планируется ли его расширение? Будут ли две страны
участвовать в совместном освоении космоса или в создании новых космических
станций?
С.В.Лавров: Подробно говорил об этом в Луанде. После запуска
ангольского спутника есть планы развивать отношения в космической сфере. По
линии Роскосмоса переданы предложения нашим ангольским друзьям. Эти планы
включают использование российской системы «ГЛОНАСС», но конкретные разговоры
продолжаются.
Вопрос: На пресс-конференции в Эсватини Вы касались темы
антироссийской пропаганды и подчеркнули важность донесения правдивой информации
о внешней политике России. Приходилось ли Вам в ходе африканского турне
сталкиваться со сложностями, вызванными распространением западниками
недостоверной информации о действиях Москвы?
С.В.Лавров: В ЮАР, Эсватини и Анголе были корреспонденты
СМИ, откровенно представляющие интересы информационной машины Запада.
Правительствам стран хорошо об этом известно. Были попытки извращенно,
искаженно освещать наши визиты. Воспроизводили картинку, которую пытаются
рисовать американские и европейские медиа. Можете посмотреть, как пару дней
назад на «Евроньюс» комментировали поездку в ЮАР. Сообщили, что «я туда
направляюсь, хотя это якобы вызывает негативную реакцию в стране».
Наши партнеры в Африке и в других странах прекрасно это
понимают. Говорили о том, как события, так или иначе связанные с ведущейся
Западом через Украину гибридной войной, освещаются в российских СМИ и у них.
Несмотря на известную критику, звучащую и в России в адрес некоторых наших
государственных и иных каналов, все-таки любой репортаж об отношениях России с
Западом содержит прямые цитаты и высказывания западных лидеров, с которыми они
выступают в резко антироссийском ключе. Уже потом реагируют наши комментаторы и
политологи. Я не поленился и в ходе командировки смотрел западные телеканалы.
Там нет никакой речи о том, чтобы хотя бы частично презентовать российские
аргументы. Только свои слоганы. Этими лозунгами каналы вещают для телезрителей.
Произошедшее с РТ и другими нашими каналами в части закрытия их
представительств под тем или иным предлогом показывает, как Запад выстраивает
информационную – хотелось бы сказать работу – войну.
В 1990 г. по инициативе Франции в ОБСЕ была принята
декларация о праве каждого человека на доступ к информации из любых источников
внутри своей страны и за ее пределами. В последние годы (совсем не после начала
специальной военной операции) эта декларация и торжественные обязательства
системно нарушаются группой западных государств. Во главе стоят несколько
стран, в том числе инициатор документа – Франция.
Мы совсем не горели и не горим желанием ограничивать работу
СМИ, но в ответ на враждебные, агрессивные, порой хамские действия партнеров по
отношению к нашим журналистам вынуждены отвечать взаимностью. Свободу
информации и доступ к ней начали разрушать западные партнеры.
Источник: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1849983/
Фото: МИД РФ