Транспортная инфраструктура на африканском континенте. Перспективы реализации совместных проектов
КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
Динамизм развития Африки открывает широкие перспективы для российских инвестиций
«Континент развивается очень динамично, очень агрессивно и дает огромные возможности партнерства и инвестиций», — Амани Абу-Зеид, комиссар по вопросам инфраструктуры и энергетики Комиссии Африканского союза.
«В Африке сегодня созданы уникальные возможности для развития железных дорог <…> Полезные ископаемые: из 9 самых быстрорастущих стран мира 5 находятся в Африке <…> самые быстрорастущие города — это Африка <…> Уникальные туристические возможности — это Африка», — Александр Мишарин, первый заместитель генерального директора ОАО «Российские железные дороги».
Российские компании готовы делиться с африканскими партнерами опытом и технологиями
«Мы готовы передать не только технологические, проектные решения, но и финансовые инструменты. Это и государственные гарантии, и государственно-частное партнерство, это различные формы концессий. Это такой механизм, который позволил бы перейти к масштабным проектам», — Александр Мишарин, первый заместитель генерального директора ОАО «Российские железные дороги».
«Россия может дать Африке не только огромный опыт и компетенции в области железных дорог, но мы можем также предложить решения по развитию автомобильной индустрии. Мы — удобный партнер в области пассажирского транспорта. Для каждой страны мы можем найти бюджетные решения. Мы готовы развивать малые предприятия, предлагать мобильные решения», — Леонид Долгов, директор по развитию международного бизнеса «Группы ГАЗ».
ПРОБЛЕМЫ
Недостаточное развитие транспортной сети в Африке
«В Африке 19% всех товаров и услуг осуществляет передвижение по автомобильным дорогам. Если происходит авария, то этот способ перемещения оказывается затрудненным. 75% автомобильных дорог соединены, но не существует общей дорожной сети, не существует инфраструктуры, которая обеспечивает интермодальные перевозки. Есть региональные железнодорожные сети, но нет трансконтинентальной», — Джон Эдвард Тамби, советник президента Республики Сьерра-Леоне.
«В Африке 15% только транспортной составляющей [в цене товара — Ред.], потому что транспорта либо нет, либо он неэффективен», — Амани Абу-Зеид, комиссар по вопросам инфраструктуры и энергетики Комиссии Африканского союза.
Высокие налоговые и таможенные барьеры
«Необходимо гармонизировать процедуры пересечения границ (между странами — Ред.), чтобы транспорт шел быстро», — Амани Абу-Зеид, комиссар по вопросам инфраструктуры и энергетики Комиссии Африканского союза.
«Необходимо не забывать и о барьерах <…> это тарифы, таможня, документация. Нужно также решить все проблемы в этой области», — Абубакер Омар Хади, председатель Управления по портам и свободным зонам Республики Джибути.
РЕШЕНИЯ
Создание условий для сотрудничества
«Мы создаем транснациональные холдинги, чтобы расширить сферу своей деятельности. Transnet International Holdings SOC Ltd готова выступить с инициативой по формированию партнерства с РЖД», — Петрус Фуси, главный исполнительный директор Transnet International Holdings SOC Ltd.
«Сейчас время действовать, создавать рабочие группы, в которые бы вошли представители России, африканских стран <…> создать условия для сотрудничества», — Бронвин Нильсен, основатель, главный исполнительный директор Nielsen Media and Associates; главный редактор CNBC Africa (2013–2017).
Комплексный подход к развитию транспортной инфраструктуры
«Необходимо сделать реальностью зону свободной торговли в Африке. В Африканском союзе все страны-члены разрабатывают генеральные планы по транспорту. Одной из главных целей является создание железной дороги, соединяющей все столицы африканских государств. Мы начали ТЭО этого проекта, и некоторые эти проекты уже осуществляются. Мы говорим также о восстановлении существующей инфраструктуры, о развитии наших портов, которые должны стать центрами экономического роста и привлекать различные отрасли промышленности. Мы говорим о создании мультимодальных связей», — Амани Абу-Зеид, комиссар по вопросам инфраструктуры и энергетики Комиссии Африканского союза.
«Цель нашей деятельности — построить железную дорогу из Джибути, из Судана в Южную Африку. Эта железная дорога будет проходить по 5-6 странам и будет самым коротким расстоянием, соединяющим Атлантический океан с Тихим», — Абубакер Омар Хади, Председатель Управления по портам и свободным зонам Республики Джибути.
«Пассажироперевозки [авиатранспортом — Ред.] растут. Министрами транспорта стран Магриба были подписаны в 2013 году (соглашения – Ред.), и, в частности, речь идет о договоре о координации в отношении оказания технической помощи и ремонта парку летательных аппаратов, который устаревает. Речь идет также о создании новых портовых структур, чтобы связать магрибские порты», — Басма Судани, директор по политическим вопросам, информации и кабинету Союза арабского Магриба.
Привлечение местных инвесторов
«3 важных драйвера бизнес-развития в Африке: необходимо действовать как инвестор, инвестировать в долгосрочные проекты, помогать модернизации системы; разрабатывать сервисы; заключать соглашения с местными инвесторами, разрабатывать бизнес на местном уровне. Это значит, что конструкция подвижного состава для Африки должна разрабатываться в Африке и для Африки», — Мартен Вожур, генеральный директор TMH International.
«Частный капитал должен действовать как инвестор и дополнять деятельность государственных компаний. И мы хотим найти правильный баланс между частными компаниями и государственным сектором», — Мартен Вожур, генеральный директор TMH International.
Подготовка специалистов
«Наш лучший ресурс — это люди. Обучение и создание технического человеческого капитала, который позволит проектам осуществиться, — это очень важный аспект», — Амани Абу-Зеид, комиссар по вопросам инфраструктуры и энергетики Комиссии Африканского союза.
«Устойчивая работа дорожных комплексов в Африке невозможна без локализации, без привлечения местных специалистов. В любой стране необходимо подготовить местные кадры для проектирования, для работы и для осуществления НИОКР», — Мартен Вожур, генеральный директор TMH International.
Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Росконгресс www.roscongress.org