Современные задачи для развития рынка жилищного строительства Африканского континента

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

Африканские страны испытывают серьезный дефицит жилья

«У нас есть большой дефицит жилья, примерно 2 миллиона зданий нам не хватает. У нас очень большое количество людей перемещается сейчас из сельских зон в городские зоны, поэтому реновация — это огромный вызов сейчас для Ганы. <…> Мы должны обеспечить людей, приезжающих из сельской местности, приличными условиями проживания», — Самуэль Атта Акья, Министр работ и жилищного строительства Республики Гана.

«91 тысяча людей сейчас имеет потребность в жилье, 300 тысяч домов примерно у нас дефицит жилья сейчас, которые нужно построить», — Пея Мушеленга, Министр городского и сельского развития Республики Намибия.

Российские компании заинтересованы в развитии африканского рынка жилищного строительства

«Знаю, что у большинства коллег есть сегодня дефицит в квалифицированных строительных компаниях, которые готовы строить качественное жилье. Со своей стороны хочу сказать, что у российских компаний есть интерес, и тут, конечно, нам необходимо поработать уже на уровне правительственных структур для того, чтобы создать необходимый микроклимат, чтобы российские компании могли делиться своими компетенциями, заходить и строить в максимально прозрачных и понятных условиях», — Владимир Якушев, Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

«Российские партнеры и инвесторы должны смелее инвестировать в наших странах, потому что рынок есть, будущее есть. Мы говорим о миллиарде двухстах миллионах людей на континенте», — Его Превосходительство Усман Мей Аламин, Министр экономики, планирования и регионального развития Республики Камерун.

 

ПРОБЛЕМЫ

Несовершенство правовой базы

«Одна из главных проблем, которые (имеются — Ред.) в настоящий момент в Африке, это вопросы передачи собственности на землю. <…> Речь идет о десятках и сотнях тысяч гектаров. Для того, чтобы инвестировать в строительство, необходимо разрешить и эти юридические вопросы. Мы находимся в фазе определения этого на национальном уровне. Также определяется программа, которая позволяет определить право уступки и разработать юридическую базу», — Ибрагима Курума, Министр по делам городского хозяйства и благоустройства территории Гвинейской Республики.

«Главный вызов у нас в ситуации с жильем — очень длительный процесс регистрации прав на жилье с тем, чтобы построить жилье на земле, и очень низкие доходы людей, которые нуждаются в жилье», — Пея Мушеленга, Министр городского и сельского развития Республики Намибия.

Незрелость финансовой системы и высокие ставки по ипотеке

«Сейчас ипотечные ставки в Гане близки к коммерческим. Мы говорим сейчас о 35%, иногда можно получить ставки между 25% и 35%. Мы пытаемся снизить эти ставки до 10%, и мы пытаемся сделать так, чтобы людям было легче выплачивать ипотеку в течение длительного периода времени», — Самуэль Атта Акья, Министр работ и жилищного строительства Республики Гана.

«Создание новых финансовых инструментов, в том числе банковских, ведется в настоящий момент в Камеруне. Но ресурсы, к сожалению, у нас только краткосрочные. Это говорит о незрелости системы, которая тормозит развитие строительства», — Его Превосходительство Усман Мей Аламин, Министр экономики, планирования и регионального развития Республики Камерун.

 

РЕШЕНИЯ

Обеспечение защиты прав инвесторов

«Государственные структуры со стороны Российской Федерации и со стороны наших партнеров, которые присутствуют сегодня здесь, должны выработать механизмы защиты этих инвестиций. Мы должны выработать механизмы, когда компании, придя и занимаясь жилищным строительством за пределами Российской Федерации у наших партнеров, конечно, будут максимально защищены. Главное для инвестора — это возможность возвратить свои инвестиции. Ну и, конечно же, хотелось бы на этом еще и заработать», — Владимир Якушев, Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

«Есть проблема в области финансирования. У нас есть 50 строительных компаний, они заинтересованы в строительстве жилья в Гане, и все просят гарантий. <…> Сейчас мы ищем способы дать гарантии застройщикам, пытаемся помочь им в этом плане. У нас есть соглашение, у нас есть определенный список условий, определенный график платежей. И также есть другая модель. <…> Это модель, по которой мы даем застройщику деньги для строительства, и вы находите людей, которые будут покупать это жилье, будут расплачиваться со временем. <…> Мы начинаем с 5 миллиардов долларов США, 10 тысяч домов за 5 лет», — Самуэль Атта Акья, Министр работ и жилищного строительства Республики Гана.

«Одна из главных задач, в которой нам удалось добиться успеха, — это гарантии. Это позволило нам создать фонды, которые гарантируют, что здания будут достроены вовремя и процесс строительства в том числе сможет принести прибыль и вкладчикам. Это позволяет создавать гарантии, которые необходимы инвесторам», — Ибрагима Курума, Министр по делам городского хозяйства и благоустройства территории Гвинейской Республики.

Реализация комплексной государственной политики в области жилищного строительства

«У нас есть национальная политика по жилью, она была разработана в 2009 году. Цель ее — чтобы каждый имел доступ к недорогому жилью. Правительство приняло программу массового строительства жилья. В этой программе есть ряд компонентов. Первое — это регистрация земли. Затем кредитование жилья, разработка санитарной инфраструктуры в сельской местности, а также обновление незарегистрированных поселений. Среди прочего, чтобы это сделать, мы разработали модель финансирования местными и международными организациями, а также общественно-государственное партнерство», — Пея Мушеленга, Министр городского и сельского развития Республики Намибия.

Снижение ставок по ипотеке и поддержка граждан с низким уровнем дохода

«В нашей стране сегодня средняя ставка по выдаче ипотеки без всевозможной помощи со стороны государства составляет порядка 9,2%. И мы увидели на первичном рынке жилищного строительства очень сильную зависимость снижения процентной ставки на 1 процентный пункт к увеличению объема спроса практически на одну четвертую. Это достаточно серьезный показатель, особенно когда ставка из двузначных переходит в однозначное значение. Это приводит к увеличению спроса и, тем самым, к улучшению качества того жилья, которое продается», — Никита Стасишин, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

«Мы поддерживаем их [граждан с низким уровнем дохода, — Ред.], обеспечивая финансирование, которое мы называем полученное от кооператива людей с низким уровнем дохода. Они вкладывают свои деньги в фонд. Ежегодно это 10 млн долларов на эту схему», — Пея Мушеленга, Министр городского и сельского развития Республики Намибия.

«Мы подписали конвенцию между Центральным банком Гвинеи, профессиональной ассоциацией банков, Правительством и девелоперами, чтобы население, а особенно чиновники, у которых зарплаты не такие уж высокие, могли иметь доступ к жилью с сокращенными ставками», — Ибрагима Курума, Министр по делам городского хозяйства и благоустройства территории Гвинейской Республики.

 

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Росконгресс www.roscongress.org

«Мы высоко оцениваем итоги нашей совместной работы на саммите. Уверен, что достигнутые результаты формируют хорошую основу для дальнейшего углубления российско-африканского партнёрства в интересах процветания и благополучия наших народов».

Президент Российской Федерации
Владимир Путин

Саммит Россия – Африка, который пройдет в Сочи 23–24 октября 2019 года, олицетворяет исторические дружеские связи между Африканским континентом и Российской Федерацией. Данный Саммит имеет большое значение, поскольку он является первым в своем роде в период крупных глобальных и международных преобразований и в ответ на чаяния народов направлен на создание комплексных рамок для продвижения российско-африканских отношений к более широким горизонтам совместного сотрудничества в различных областях.

Африканские страны и Россия исходят из общих позиций в международных действиях, основанных на принципах уважения норм международного права, равенства, невмешательства во внутренние дела государств, мирного разрешения споров и подтверждения приверженности многосторонних действий в соответствии с аналогичным видением двух сторон противостоянию новым международным вызовам. Терроризм и экстремизм во всех его формах, снижение темпов роста и твердое убеждение обеих сторон в важности развития торгового обмена и поддержки взаимных инвестиций таким образом, чтобы обеспечить безопасность, мир и развитие для народов Африканского континента и России.

Африканские страны обладают огромным потенциалом и возможностями, которые позволят им после оптимизации войти в число развивающихся экономических держав. За последние годы страны континента достигли больших успехов по всем политическим, экономическим, социальным и управленческим вопросам. За последнее десятилетие Африка преуспела в темпах роста, достигнув уровня в 3,55% в 2018 году.

В продолжение усилий африканских стран на саммите Африканского союза в Нигере в июле 2019 года было отмечено вступление в силу Африканского континентального соглашения о свободной торговле, включая запуск его инструментов. Данное соглашение является одной из главных целей стратегии развития Африки до 2063 года и призвано способствовать удовлетворению надежд африканского народа на процветание и достойную жизнь.

Эти успехи открывают широкие перспективы сотрудничества между африканскими странами и Российской Федерацией и подтверждают решимость правительств африканских стран и их народов к сотрудничеству с разными партнерами в целях установления взаимовыгодных отношений.

В этом контексте мы рассчитываем на то, что Саммит Россия – Африка будет способствовать установлению конструктивных стратегических отношений, основанных на сотрудничестве между двумя сторонами в различных областях, что поможет в реализации надежд и чаяний африканских народов и дружественного российского народа.

Президент Арабской Республики Египет
Абдель Фаттах Аль-Сиси