Сотрудничество России и Африки в алмазно-бриллиантовой отрасли
КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
Россия и Африка — лидеры мировой алмазодобычи
«Мы вместе (Россия и Африка — Ред.) составляем, по сути дела, контрольный пакет в мировой добыче алмазов. России и Африке вместе принадлежит около 75%», — Юрий Трутнев, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе.
«Россия занимает 1-е место по запасам, производству и экcпорту алмазов. Запасы составляют более 1 млрд карат, объем добычи составил более 43 млн карат <...> Основное количество добываемых в России алмазов поступает на экспорт. Главные направления экспорта — это Бельгия, Индия, Объединенные Арабские Эмираты», — Дмитрий Кобылкин, Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Россия успешно сотрудничает с африканскими странами в алмазной отрасли
«Африка для нас — стратегический партнер, наш друг в стремлении обеспечить устойчивое развитие всей отрасли. С Республикой Ангола нас связывают деловые, давние проверенные дружеские отношения <...> у нас есть добывающее предприятие, у нас есть геологоразведка, мы обсуждаем ряд технологий по сортировке, комплектации алмазов. Уверен, что все это будет реализовано на пользу наших стран», — Сергей Иванов, специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта.
«Ангола является страной, у которой огромный потенциал в области добычи алмазов <...> Мы должны скоро нарастить производство алмазов, добычу алмазов <...> Мы сейчас сотрудничаем с „Алросой“, которая является нашим крупнейшим партнером <...> Например, проект „Луаше“, который представляет собой одну из самых больших кимберлитовых трубок и который мы также сейчас будем осваивать вместе с „Алросой“», — Диамантино Педро Азеведу, Министр полезных ископаемых и нефти Республики Ангола.
«Мы обнародовали дорожную карту, которая предполагает наращивание и поступательное развитие добычи с $2,4 млрд до $12 млрд в год к 2023 году <...> Недавно мы подписали меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве с компанией „Алроса“, в рамках которого мы будем совместно вести геологоразведку на новых и действующих месторождениях. Создали СП, которое с высокой вероятностью распространяется на другие отрасли в рамках всего цикла создания добавленной стоимости в алмазной отрасли <...> Правительство Зимбабве было бы очень радо приветствовать инвестиции в инфраструктуру по обогащению и сортировке, чтобы наращивать экономический потенциал отрасли. Здесь мы также с оптимизмом смотрим на перспективы сотрудничества с „Алросой“ в направлении обогащения и сортировки алмазного сырья», — Уинстон Читандо, Министр горнодобывающей промышленности и горнорудного развития Республики Зимбабве.
ПРОБЛЕМЫ
Падение цен на алмазы
«В 2018 году начался достаточно значительный спад продаж на рынке алмазно-бриллиантового сырья, он сопровождается параллельно снижением цен и снижением цен на акции компании <...> Необходимы общие скоординированные меры», — Юрий Трутнев, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе.
«К сожалению, сегодня отрасль столкнулась с новыми вызовами <...> Первое — это чрезмерное затоваривание <...> К концу прошлого года уже пришло понимание того, что ритейл не в состоянии переварить тот объем бриллиантов, который оказался в системе. Безусловно, потребительские предпочтения, изменение потребительского поведения мы видим на всех рынках без исключения и в первую очередь в США, в Китае. К сожалению, глобальные торговые войны, особенно сложности в торговых переговорах между США и Китаем <...> проблемы, связанные с финансированием крупных огранщиков в Индии, выход ряда финансовых учреждений из алмазно-бриллиантовой отрасли — все это создало так называемую ситуацию „идеального шторма“», — Сергей Иванов, специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта.
Трансформация предпочтений потребителей
«Наши исследования показали нам, что в Индии, США и Китае миллениалы и представители поколения Z уже больше не выбирают продукты по функциональным характеристикам или по яркому бренду <...> Они действительно рассматривают ценности, с которыми у них ассоциируется бренд или та или иная отрасль <...> Все потребители сегодня хотят видеть ответственные цепочки поставщиков», — Жан-Марк Либерер, главный исполнительный директор Ассоциации производителей алмазов (DPA).
«Большинство наших африканских коллег удалены от реалий изменяющегося потребительского спроса и ожиданий потребителей, восприятия потребителей <...> Я полагаю, что важно понимать, что наша отрасль, как и любая отрасль, меняется кардинальным образом за счет технологий распространения искусственного интеллекта, и мы надеемся, что наши африканские партнеры будут смотреть на перспективы и вызовы вместе с нами», — Стефан Фишлер, президент Всемирного алмазного совета (WDC).
Рост производства искусственных алмазов
«Значительное влияние на снижение цен, на снижение спроса оказывают алмазы выращенные, несмотря на то, что их доля сбыта достаточно невелика <...> Если бы мы смогли общими усилиями, скажем, продвинуть решение по обязательной маркировке искусственных камней, то мы бы разделили эти рынки и существенно защитили бизнес», — Юрий Трутнев, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе.
«В последние годы производство синтетических камней, алмазов ювелирного качества развивается стремительными темпами — до 30% в год. Все это указывает на необходимость комплексного разграничения рынков. На мой взгляд, данная проблема требует не только координации усилий крупнейших алмазодобывающих компаний, алмазно-гранильной отрасли, но и поддержки на уровне законодательства и административного регулирования», — Дмитрий Кобылкин, Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
«Если потребитель будет четко понимать: то, что он покупает здесь, — это синтетика, а то, что он покупает там, — это натуральный алмаз, то у нас не будет никаких проблем с конкуренцией с этим рынком <...> Главный риск — в так называемом подмесе, когда под видом натуральных алмазов продаются синтетические алмазы», — Алексей Моисеев, заместитель Министра финансов Российской Федерации.
РЕШЕНИЯ
Развитие огранки алмазов в странах добычи
«Наша задача сейчас состоит в том, чтобы увеличить ценность алмазов, добываемых в Анголе. Для этого мы думаем разворачивать огранку алмазов прямо у нас в стране, и мы сейчас этим вплотную занимаемся. Мы рассчитываем работать совместно со всеми сторонами, которые сейчас вовлечены в добычу алмазов, мы также собираемся развивать наше стратегическое сотрудничество с „Алросой“», — Диамантино Педро Азеведу, Министр полезных ископаемых и нефти Республики Ангола.
«Мы думаем, как мы можем использовать алмазную отрасль для способствования развитию других отраслей <...> По статистическим данным, более 50% мировых алмазов поступают из Африки, и при этом на континенте, к сожалению, сосредоточено всего лишь 20% совокупной добавленной стоимости. Для нас это задача, для нас это вызов на будущее», — Том Алвеендо, Министр горнодобывающей промышленности и энергетики Республики Намибия.
Повышение социальной ответственности бизнеса
«С точки зрения ЮАР, с точки зрения минеральных ресурсов необходима правовая концепция, которая позволит защищать интересы трудовых ресурсов, охранять окружающую среду и реализовывать полномасштабный потенциал добываемого сырья на благо жителей страны и континента. Это закладывает основу, на которой Россия и Африканский континент могут сформировать партнерства на принципах устойчивого развития», — Сандил Ногксина, специальный советник Министра минеральных ресурсов и энергетики Южно-Африканской Республики.
«Экономические выгоды от добычи должны равномерно распределяться среди всех участников <...> Правительству необходимо показать, что эта стоимость не только равномерно распределяется, но и то, что она эффективно используется в поступательном развитии социально-экономической жизни населения», — Маркус тер Хаар, управляющий директор Okavango Diamond Company.
Внедрение электронной маркировки алмазов и бриллиантов
«Мы сейчас уже в Российской Федерации в процессе реализации так называемой электронной прослеживаемости, когда происходит маркировка и введение в электронную базу данных всех алмазов, которые добываются на территории России <...> В настоящий момент мы уже проводим переговоры с нашими странами-партнерами по Евразийскому сообществу», — Алексей Моисеев, заместитель Министра финансов Российской Федерации.
«Нам необходимо четко защищать свою позицию, работать над четкой дифференциацией природных алмазов и бриллиантов и искусственных, лабораторных, синтетических. И необходимо обеспечивать маркировку, информирование потребителя о том, что это искусственный алмаз <...> Спрос может замедлиться, но я думаю, что это жизнеспособная стратегия, за счет которой мы, алмазодобывающие страны, сможем защитить природный алмаз, наш основной продукт <...> Нам нужно стремиться консолидировать большую часть стоимостного потенциала отрасли на континенте», — Том Алвеендо, Министр горнодобывающей промышленности и энергетики Республики Намибия.
Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Росконгресс www.roscongress.org