Интервью спецпредставителя Президента Российской Федерации по Ближнему Востоку и странам Африки, заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации М.Л.Богданова информационному агентству ТАСС
Вопрос: США и страны ЕС, в первую очередь Франция, в последнее
время постоянно заявляют о якобы возросшей активности России в Африке и
угрожают делать все для ослабления российского влияния на континент. Нет ли
опасений, что Запад в ближайшее время устроит вооруженные столкновения,
например, в ЦАР, Мали или других странах, с целью свержения там действующих
правительств, ударит ли это по российским интересам?
Ответ: С учетом поведения Вашингтона и так называемого
«коллективного Запада» в отношении суверенных государств опасность
подстрекательства западными государствами различных вооруженных группировок с
целью свержения действующих властей очень высока. Париж, например, уже на
протяжении длительного времени делает все возможное для устранения неугодного
ему переходного правительства Мали. 16
мая 2022 г. малийское правительство опубликовало заявление о пресеченной в ночь
с 11 на 12 мая попытке государственного переворота, совершенной группой военных
среднего звена «при поддержке одного из западных государств» (читай Франции).
Для антироссийской пропаганды используются разные грязные методы и средства,
начиная от голословных обвинений Вооруженных сил Мали и российских инструкторов
в нарушении международного гуманитарного права и прав человека, до нарушений
воздушного пространства Мали с целью сбора шпионскими беспилотниками информации
для дальнейшей передачи разведданных вооруженным бандформированиям с целью
дестабилизации обстановки в стране.
Что касается Центральноафриканской Республики (ЦАР), то
Париж, утрачивая там свое политическое влияние, сворачивает присутствие,
приостанавливает программы оказания ей финансово-экономической помощи. Французы
блокируют ввоз в ЦАР различных видов топлива, что негативно сказывается на
социально-экономическом положении этой страны.
Поступают многочисленные сообщения, что действующие на
территории ЦАР незаконные вооруженные формирования опираются в том числе на
организационную и финансовую поддержку со стороны бывших колониальных хозяев, а
недавно в районе границы с Суданом среди боевиков впервые были замечены
европейцы, которые, как полагают в ЦАР, могут являться западными инструкторами
либо наемниками. Полагаем, что подобные действия по отношению к суверенным
государствам неприемлемы.
Вопрос: Глава МИД России С.В.Лавров ранее заявил о
достижении принципиальной договоренности по подключению Ирана к трехстороннему
формату Россия-Турция-Сирия, призванному нормализовать отношения Анкары и
Дамаска. Какие встречи и какого уровня прорабатываются сейчас в рамках
соответствующего формата? В какие сроки они могут пройти? Как Москва оценивает
перспективы этого формата?
Ответ: Министр иностранных дел Российской Федерации
С.В.Лавров в ходе недавней совместной пресс-конференции в Москве со своим
египетским коллегой С.Шукри заявил о нашей поддержке участия Ирана в работе по
содействию нормализации межгосударственных отношений между Сирией и Турцией.
Это позволило бы воспользоваться потенциалом, накопленным в рамках доказавшего
свою эффективность «Астанинского процесса». На повестке дня сейчас организация
встречи глав внешнеполитических ведомств в четырехстороннем формате. Ее
модальности и сроки прорабатываются.
Полагаем, что в случае успеха наших общих усилий удастся не
только избежать проведения широкомасштабной турецкой военной операции на севере
Сирии, но и появятся дополнительные возможности для обеспечения комплексного
урегулирования в этой стране, включая выправление гуманитарной и экономической
ситуации.
Вопрос: Есть ли у российской стороны информация, что США
пытаются давить на африканские государства в вопросе участия в саммите Россия –
Африка. Сколько стран уже подтвердили свое участие, и на каком уровне?
Ответ: Действительно, США и их союзники ведут
беспрецедентную кампанию по политической и экономической изоляции России, в том
числе по срыву проведения в Санкт-Петербурге в июле с.г. второго саммита Россия
– Африка. С начала Специальной военной операции «коллективный Запад»
значительно усилил прессинг на африканские страны – через угрозы применения
санкций, прекращения финансовой и гуманитарной помощи. Американцы в ежедневном
режиме фабрикуют против нас обвинения «в грядущем голоде», повышении цен на
топливо, зерно и удобрения и, как следствие, обострении социально-экономических
проблем на континенте.
Однако в традициях российской дипломатии, имеющей
многовековую историю, – учитывать все возможные внешние факторы, продвигать
собственную повестку, ставить во главу
угла государственные интересы России и ее друзей. И мы не намерены отступать от
этого курса.
Наша страна решительно отстаивает принцип свободного выбора
пути развития суверенных стран, что является ключевой идеей предстоящего
второго саммита Россия – Африка. В настоящее время полным ходом идет подготовка
к мероприятию, совместно с африканцами прорабатывается его повестка. Получаем
подтверждения участия в предстоящей встрече на высшем уровне от лидеров
государств континента, и это является для нас сигналом о принципиальной
поддержке со стороны значительного блока стран, несмотря на колоссальное
давление Запада.
Вопрос: С.В.Лавров заявлял, что Россия сейчас аккумулирует
предложения и инициативы африканских партнеров, поступившие к саммиту Россия –
Африка. Насколько активно они проявили себя в выдвижении этих инициатив? Есть
ли среди них такие, которые помогут вывести партнерство России с Африканским
континентом на новый уровень по итогам саммита?
Ответ: Одной из главных задач состоявшихся в январе-феврале
этого года визитов Министра иностранных
дел С.В.Лаврова в ряд африканских стран было получить «из первых рук»
предложения наших друзей к саммиту. Все они, разумеется, внимательно учитываются
и анализируются. Кроме того, идет постоянный диалог с африканским дипкорпусом в
Москве. Принципиальным отличием нашего подхода от западников является то, что
для нас неприемлемо достижение каких-либо целей в ущерб законным интересам
партнера. Предстоящий в Санкт-Петербурге саммит является общим «детищем» России
и Африки, и поэтому работа по содержательному наполнению предстоящей встречи «в
верхах» ведется совместно.
В целом многочисленные предложения африканских
государств соответствуют нашему концептуальному
видению будущего форума. Приоритет отдается вопросам передачи технологий и
экспертизы, развития промышленности и критической инфраструктуры на континенте.
В том числе обсуждается участие России в проектах индустриализации,
цифровизации, энергетики, сельского хозяйства, добычи полезных ископаемых
Африки. Важнейшей в повестке саммита станет проблематика обеспечения
продовольственной и энергетической безопасности. Перечисленные темы призваны
дать мощный толчок российско-африканскому взаимовыгодному равноправному
сотрудничеству.
Особо выделю одно из главных направлений нашего партнерства
– подготовку национальных кадров. Ряд африканских государств высказывается за
увеличение стипендий для обучения своих граждан в российских вузах по
приоритетным специальностям, реализацию совместных инициатив в сферах
образования и науки. В связи с этим хотелось бы отметить обращение Посла
Демократической Республики Конго в России Ивана Вангу Нгимби, который от имени
своего правительства и при поддержке всего африканского дипкорпуса призвал к
скорейшему возвращению РУДН имени Патриса Лумумбы, что стало бы символом тесных
образовательных и научных связей между нашими странами. Полагаю, что
положительное решение этого вопроса послужит важным сигналом для наших
партнеров о том, что Россия возвращается в Африку, а Африка – в Россию.
Вопрос: Намерена ли Москва в текущем году нарастить поставки
вооружений африканским странам, заключались ли новые договоренности? Не
снижался ли объем поставок на фоне проводимой Россией спецоперации?
Ответ: Могу лишь подтвердить, что работа в
военно-технической сфере с африканскими странами, безусловно, ведется. Россия
готова сотрудничать со всеми нашими африканскими друзьями, которые проявляют
интерес к укреплению своих национальных вооруженных и правоохранительных сил,
повышению уровня их боеспособности, в том числе для эффективной борьбы с
террористической угрозой, которая в последнее десятилетие усугубилась
вследствие всем известных разрушительных событий «арабской весны» на Севере Африки.
Вопрос: После африканских турне С.В.Лаврова на континент
потянулись представители ряда стран Запада, а также Китая, Турции. Почему миру
стало так дорого внимание африканцев? Можно ли сказать, что это такая борьба за
Африку? Выигрываем ли мы в ней? Кем является Китай для России в Африке:
партнером, конкурентом?
Ответ: К большому сожалению, речь здесь идет не о внимании,
а об отчаянных попытках «коллективного Запада» сохранить свою неоколониальную
империю, которая многие годы позволяла игнорировать суверенитет африканских, и
не только, стран и продолжать грабить их население. Сегодня, особенно после
того, как дороги России и Запада не по нашей вине разошлись, перед западными
странами остро встала необходимость восполнения выпавших объемов жизненно необходимых
ресурсов на поддержание своей промышленности и развитие экономики и,
желательно, при минимальных расходах. Их цель сейчас – это решение, можно
сказать, экзистенциальных вопросов. Это видно по применяемому ими
инструментарию, по большей части «неспортивному»: «законы» об ограничении
деятельности России в Африке, санкции, стоп-листы, угрозы, шантаж.
Политика же России, как, впрочем, и Китая – проверенных
временем партнеров Африки, - прагматична, естественным образом основывается на
балансе национальных интересов. Мы выстраиваем равноправные отношения, с
уважением относимся к суверенитету иностранных государств, их неотъемлемому
праву самим определять свою внутреннюю и внешнюю политику. При этом здоровая,
честная конкуренция никогда не мешает. В этом и заключается главное отличие
фундаментальных подходов России от бывших западных метрополий.
В экономическом плане нам есть, что предложить африканским
друзьям. Помимо традиционных сфер взаимодействия еще со времен СССР, коими
является геологоразведка, нефтяная, газовая и химическая промышленность, добыча
полезных ископаемых, сельское хозяйство, рыболовство, в последнее время идет
движение в сторону высоких технологий. В отдельных странах Африки открываются
отечественные сборочные предприятия, позитивно развивается взаимодействие в
космической сфере, ИКТ, в деле использования атомной энергии в мирных целях.
Кто в своих подходах стоит на правильной стороне истории,
покажет уже не столь далекое время.
Вопрос: Ранее спецпредставитель Президента России по
сирийскому урегулированию А.Л.Лаврентьев сообщил, что саммит России, Ирана и
Турции в «Астанинском формате» может состояться в середине 2023 г. в Сочи.
Прорабатывается ли в преддверии этого события встреча на уровне глав МИД? В
сложившихся условиях на сирийском направлении как развивается наше
экономическое сотрудничество с Дамаском? Какие российские компании
задействованы в проектах раннего восстановления Сирии? Сохраняется ли интерес
российского бизнеса в такой работе с учетом непростой ситуации на фоне санкций
против Москвы?
Ответ: Встрече глав государств всегда предшествует серьезная
подготовка и тщательная работа. Как правило, проводятся консультации
руководителей внешнеполитических ведомств. Думаю, что очередной саммит
«Астанинской тройки» не станет исключением.
Российско-сирийское экономическое сотрудничество в годы
кризиса в САР не прекращалось ни на день. Эти вопросы находятся в ведении
Постоянной Российско-Сирийской комиссии по торгово-экономическому и
научно-техническому сотрудничеству. Ее российскую часть в настоящее время
возглавляет Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской
Федерации И.Э.Файзуллин, сирийскую – Министр по делам Президентства САР
М.Аззам. Готовится очередное заседание МПК.
В условиях тотальных рестрикций, введенных против Дамаска
«коллективным Западом», наше сотрудничество с Сирией было и остается важнейшим
фактором жизнеспособности сирийской экономики. В рамках усилий по развитию
двустороннего взаимодействия российскими компаниями осуществляются проекты в
промышленной, энергетической и нефтегазовой отраслях, в области добычи полезных
ископаемых, реконструкции и модернизации транспортно-логистической и
коммунальной инфраструктуры.
После введения «коллективным Западом» жестких санкционных
мер против Российской Федерации в контексте развернутой ими антироссийской
активности интерес российского бизнеса к работе с сирийскими партнерами не
только сохраняется, но и возрастает. Если ранее кто-то из наших бизнесменов мог
испытывать колебания из опасения подпасть под западные рестрикции, в частности,
действие пресловутого американского «Акта Цезаря», предусматривающего наказание
для всех, кто станет сотрудничать с Правительством САР, то теперь, когда
«наказанной» оказалась вся Россия, эти страхи неактуальны.
Что касается упомянутого вами «раннего восстановления», то
это не наш термин. Он используется, прежде всего, ооновцами в качестве
паллиатива, позволяющего им обосновать хоть какие-то действия по предотвращению
гуманитарной катастрофы в Сирии в условиях, когда западные доноры категорически
отказываются выделять средства на полноценное постконфликтное восстановление
этой страны и запрещают своим компаниям в нем участвовать.
Вопрос: Каковы перспективы палестино-израильского
урегулирования в условиях, когда ближневосточный «квартет» международных
посредников уже долгое время не работает?
Ответ: Независимо от того, работает «квартет» или нет,
российская дипломатия продолжает энергично содействовать подготовке условий для
возобновления процесса палестино-израильского политического урегулирования.
Деятельность «четверки» заморожена не по нашей инициативе. Ее под различными
надуманными предлогами блокируют Соединенные Штаты и Евросоюз, которые
стремятся отвести фокус внимания мирового сообщества от ближневосточных и
других региональных кризисов. Мы считаем такой подход недопустимым, поскольку
он ведет только к усугублению проблем. Последние события на Западном берегу
р.Иордан, включая Восточный Иерусалим, в очередной раз это наглядно
продемонстрировали.
Несмотря на накалившуюся международную обстановку, Россия
сохраняет свой главный актив – дружественные и конструктивные отношения с
Палестиной и Израилем, а также со всеми государствами региона, с которыми мы
поддерживаем регулярный диалог по широкому кругу вопросов, в том числе по
палестино-израильскому урегулированию. Страны Ближнего Востока и Северной
Африки доверяют нашему внешнеполитическому курсу и твердо знают, что Россия
последовательно придерживается своих принципиальных подходов к региональной
проблематике, основанных на универсально признанной правовой платформе, прежде
всего на соответствующих резолюциях СБ ООН.
Что же касается «квартета» в составе России, США, ЕС и ООН,
мы неоднократно озвучивали свою позицию на этот счет. Даже в текущих
геополитических условиях мы призываем к возобновлению работы этого уникального
механизма дипломатического сопровождения ближневосточного урегулирования.
Убеждены, что препятствование деятельности «четверки» напрямую негативно
сказывается на положении дел «на земле» и играет «на руку» силам, заинтересованным
в разжигании новой полномасштабной палестино-израильской силовой конфронтации.
Равно как и идут во вред попытки США подорвать коллективное взаимодействие и
монополизировать роль «медиатора». Послужной список американцев в этой связи
широко известен: единоличное посредничество США между палестинцами и
израильтянами неизменно приводило к очередному кровопролитному всплеску
насилия.
Вопрос: Как сообщил ранее министр нефти ливийского
Правительства национального единства М.Оун, Триполи приглашает российские
нефтяные компании вернуться к переговорам с Национальной нефтяной корпорацией
Ливии. Ведутся ли консультации на этот счет? Есть ли заинтересованность со
стороны российского бизнеса?
Ответ: Ливийские официальные лица в ходе контактов с нами
неоднократно поднимали вопрос о возобновлении деятельности российских компаний
в Ливии. У российско-ливийского сотрудничества имеется богатый, накопленный
десятилетиями опыт. До событий 2011 г. многие российские экономоператоры
работали в этой стране. Среди крупнейших проектов назову контракты ПАО «Газпром
нефть» и ПАО «Татнефть» на разработку углеводородных месторождений.
К сожалению, после агрессии блока НАТО в Ливии практически
все иностранные компании, включая российские, были вынуждены свернуть свою
деятельность, а их персонал – покинуть страну. Тем не менее, у российских
организаций сохраняется интерес к возвращению на ливийский рынок. В свою
очередь, мы намерены поощрять подобный настрой наших экономоператоров по мере
выправления военно-политической ситуации в стране и формирования там надлежащих
условий для обеспечения безопасности российских специалистов.
Будем также готовы подключаться к постконфликтному
восстановлению и развитию базовой ливийской экономической инфраструктуры путём
реализации крупных совместных проектов, причём не только в энергетической
сфере.
Планируем в ближайшее время возобновить работу Посольства России в Триполи. Более того, в планах – открытие нашего Генерального консульства в Бенгази. Рассчитываем, что восстановление нашего дипломатического присутствия в Ливии будет способствовать продвижению российских экономических интересов в этой стране.
Источник: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1855516/