Экономический суверенитет Африки: проблемы и решения

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

Потенциал Африки сильно недооценен

«В Африке сосредоточено 20% территории Земли, 16% населения, и при этом крохотный, всего 2,7% ВВП планеты — и еще меньше евробондов. Под ними я имею в виду любые инструменты заимствования, которые позволяли бы развивать экономику независимо от политических требований, которые предъявляются международными институтами развития. <...> По нашим расчетам, в целом колоссальные природные запасы Африки стоят $4 трлн <...> Если бы эти ресурсы использовались и накапливались и доход от них шел бы для населения Африки, то крупнейшими горнодобывающими компаниями мира, наряду с российскими, были бы африканские», — Константин Малофеев, председатель наблюдательного совета Международного Агентства Суверенного Развития (IASD).

«Африка — континент, обладающий большими богатствами и при этом, что парадоксально, крайне бедный. Сегодня мы говорим о создании новой семантики, новой грамматики, о выработке нового вокабуляра возрождения нашей экономики», — Отто Битйока, президент Союза африканских общин Италии.

«На основании исследований института Moody’s уровень дефолтов в Африке составляет всего 5 с лишним процентов — почти такой же, как в Западной Европе. Но из-за ограничений мы не видим этого в банковских процентах и в оффшорах», — Самайла Зубайру, президент, генеральный директор Африканской финансовой корпорации (AFC).

«Рейтинговые агентства оценивают страны с точки зрения последующих инвестиций в них, но фактически наши ресурсы намного больше, чем риски, с которыми нас обычно ассоциируют. Нельзя воспринимать наш континент фрагментировано. $1 трлн предполагается к инвестированию в инфраструктурные элементы, чтобы мы взаимодействовали внутри нашего договора о свободной торговле», — Пауло Гомес, соучредитель New African Capital Partners; председатель Paulo Gomes and Partners.

Россия выступает за повышение веса африканских стран на международной арене

«Россия занимает последовательную принципиальную позицию в отношении необходимости реформирования мировой финансовой архитектуры в направлении дальнейшего повышения веса и влияния новых мировых центров экономического роста и развивающихся стран и перераспределения в их пользу финансовых ресурсов с акцентом на африканские государства», — Олег Озеров, заместитель директора департамента Африки Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Основой экономического роста должны стать инфраструктурные проекты

«Африке требуется $50 млрд в области транспорта, логистики и других направлениях. Мы инвестировали $6,6 млрд в энергию, транспорт и природные ресурсы, и наши спонсоры стараются вести бизнес, чтобы идеи и возможности реализовывались в инфраструктурных проектах», — Самайла Зубайру, президент, генеральный директор Африканской финансовой корпорации (AFC).

«Нам сперва требуется решить вопрос базовой инфраструктуры. Мы не можем достичь целей в образовании, промышленности, не имея базовой инфраструктуры», —Самба Батили, основатель Africa Development Solutions (ADS); соучредитель, генеральный директор Solektra International.

ПРОБЛЕМЫ

Западные финансовые организации тормозят развитие Африки

«МВФ и Всемирный банк являются институтами американского финансового доминирования во всем мире. В соглашениях с африканскими странами этих институтов, которые якобы выдают средства под 2-3% годовых, содержится порядка 27 структурных условий, которые предусматривают требования к африканским правительствам, являются прямым вмешательством в политические дела и суверенитет африканских стран», — Константин Малофеев, председатель наблюдательного совета Международного Агентства Суверенного Развития (IASD).

«Международные банки ставят препятствия для развития бизнеса в Африке и инвестирования в Африку. Создаются запреты на инвестиции. По условиям договоров о займе с африканскими странами, любое финансирование со стороны мирового банка не позволит выдавать африканским странам такие же ссуды на аналогичных условиях с западными компаниями. Подобное положение в договоре нарушает экономический суверенитет африканских стран и не позволяет развивать систему кредитования, не позволят развивать сотрудничество по системе евробондов. По сути, это запрет на суверенитет, и он блокирует возможность дальнейшего развития», — Михаил Локтионов, партнер, Freshfields Bruckhaus Deringer.

«Программа структурной адаптации — это группа условий, выдвинутая международными финансовыми организациями; лидерами их являются Всемирный банк и МВФ. Эти условия выдвигались в отношении развивающихся стран, которые налагали определенные условия на возможность получения сравнительно дешевых кредитов от этих финансовых организаций», — Леонид Фитуни, заместитель директора по научной работе, заведующий Центра глобальных и стратегических исследований ФГБУН Института Африки Российской академии наук.

«Из Африки выводят больше денег, чем инвестируют <...> Африка является нетто-кредитором международных финансовых институтов, а не наоборот <...> суммарный ВВП Африки (без искусственных ограничений, — Ред.) должен был бы составить от $3 до 4,7 трлн — против сегодняшних 2,3. Сейчас ВВП Африки в два раза ниже из-за того, что трансфертные цены позволяют транснациональным корпорациям выводить деньги из Африки <...> коварно ввозя их обратно в качестве финансовой помощи бедным странам», — Константин Малофеев, председатель наблюдательного совета Международного Агентства Суверенного Развития (IASD).

Дефицит инвестиций в инфраструктуру

«Нехватка источников финансирования для совместных проектов — самое узкое место в нашем сотрудничестве. Мы можем наращивать товарооборот в добывающей промышленности, это продукты сырьевой группы, агропромышленный комплекс, создание совместных производств в обрабатывающей промышленности, это возможно только при создании современной инфраструктуры, транспортной, энергетической и финансовой. Без расшивки узкого места в финансовой сфере нам решить задачу удвоения товарооборота за 5 лет едва ли удастся», — Сергей Глазьев, член коллегии (министр) по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии.

РЕШЕНИЯ

Создание условий для привлечения инвестиций в страны Африки

«Для того, чтобы добиться экономического суверенитета, нужно выйти на международные рынки частного капитала. Глобальные банки запрещают инвестировать в африканские страны из денег частных клиентов. Выход на международные рынки частного капитала позволит получить эти деньги, потому что инвестор готов вкладывать в Африку <...> Должны развиваться государственные корпорации в африканских странах — только так можно достичь, чтобы большая часть дивиденда или природной ренты оставалась в стране <...> Должны создаваться суверенные фонды — это позволяет сконцентрировать таланты управления и политическую волю руководства страны в одном институте, который может выбирать, куда инвестировать суверенные деньги», — Константин Малофеев, председатель наблюдательного совета Международного Агентства Суверенного Развития (IASD).

«Африка приняла решение создать зону свободной торговли, что позволит нам увеличить внутреннее потребление, прибыль, получаемую на местах, а также сконцентрировать капиталы, чтобы заниматься прямым инвестированием. Именно это является нашей целью», —Отто Битйока, президент Союза африканских общин Италии
.

«Возможно в Африке реализовывать проекты частно-государственного партнерства, в которых рассматривать целый комплекс проблематики», —Михаил Орлов, председатель российско-египетского Делового совета.

Полноценное задействование потенциала Африки

«Нам нужно совместно подумать над новой финансово-экономической архитектурой, которая бы основывалась не на рецептах МВФ и вашингтонского консенсуса, а была ориентирована на развитие реальной экономики», — Сергей Глазьев, член коллегии (министр) по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии.

«Мы должны понять, как нам изменить образ мыслей и как мы можем по-новому работать вместе, руководствоваться правильной оценкой наших ресурсов и не зацикливаться только на горнодобывающей промышленности и полезных ископаемых. Нужно оценивать и водные ресурсы, и мангровые леса. Очень важный аспект — окружающая среда. Мы как континент потребляем выбросы углеводородов, и нужно воспринимать нас как глобального игрока в сфере регуляции вопросов окружающей среды», — Пауло Гомес, соучредитель New African Capital Partners; председатель Paulo Gomes and Partners.

«У нас есть ресурсный потенциал. Если мы разовьем его по полной, мы сможем снизить стоимость электроэнергии до 5 центов [за кВт — Ред.]. Для развития необходимы $80 млрд. Эти 80 млрд позволят нам сэкономить 50 млрд. Транспорт в Африке стоит дороже, чем на любом другом континенте. Транспортировка контейнера — 1400 км — стоит $3 тыс. Как мы можем быть конкурентными с такими ценами? Стоимость единой африканской железнодорожной сети составляет $100 млрд, но ежегодная прибыль составит 10 млрд», — Самба Батили, основатель Africa Development Solutions (ADS); соучредитель, генеральный директор Solektra International.

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Росконгресс www.roscongress.org

«Мы высоко оцениваем итоги нашей совместной работы на саммите. Уверен, что достигнутые результаты формируют хорошую основу для дальнейшего углубления российско-африканского партнёрства в интересах процветания и благополучия наших народов».

Президент Российской Федерации
Владимир Путин

Саммит Россия – Африка, который пройдет в Сочи 23–24 октября 2019 года, олицетворяет исторические дружеские связи между Африканским континентом и Российской Федерацией. Данный Саммит имеет большое значение, поскольку он является первым в своем роде в период крупных глобальных и международных преобразований и в ответ на чаяния народов направлен на создание комплексных рамок для продвижения российско-африканских отношений к более широким горизонтам совместного сотрудничества в различных областях.

Африканские страны и Россия исходят из общих позиций в международных действиях, основанных на принципах уважения норм международного права, равенства, невмешательства во внутренние дела государств, мирного разрешения споров и подтверждения приверженности многосторонних действий в соответствии с аналогичным видением двух сторон противостоянию новым международным вызовам. Терроризм и экстремизм во всех его формах, снижение темпов роста и твердое убеждение обеих сторон в важности развития торгового обмена и поддержки взаимных инвестиций таким образом, чтобы обеспечить безопасность, мир и развитие для народов Африканского континента и России.

Африканские страны обладают огромным потенциалом и возможностями, которые позволят им после оптимизации войти в число развивающихся экономических держав. За последние годы страны континента достигли больших успехов по всем политическим, экономическим, социальным и управленческим вопросам. За последнее десятилетие Африка преуспела в темпах роста, достигнув уровня в 3,55% в 2018 году.

В продолжение усилий африканских стран на саммите Африканского союза в Нигере в июле 2019 года было отмечено вступление в силу Африканского континентального соглашения о свободной торговле, включая запуск его инструментов. Данное соглашение является одной из главных целей стратегии развития Африки до 2063 года и призвано способствовать удовлетворению надежд африканского народа на процветание и достойную жизнь.

Эти успехи открывают широкие перспективы сотрудничества между африканскими странами и Российской Федерацией и подтверждают решимость правительств африканских стран и их народов к сотрудничеству с разными партнерами в целях установления взаимовыгодных отношений.

В этом контексте мы рассчитываем на то, что Саммит Россия – Африка будет способствовать установлению конструктивных стратегических отношений, основанных на сотрудничестве между двумя сторонами в различных областях, что поможет в реализации надежд и чаяний африканских народов и дружественного российского народа.

Президент Арабской Республики Египет
Абдель Фаттах Аль-Сиси